Выбор формата.
Пейзажи и портреты принято писать на определенных форматах. Но сложившиеся правила можно нарушать,если необходимо сделать картину более эффектной или передать особую идею художника.
Один из ключевых моментов в написании картины - выбор формата.Традиционно в живописи сложились форматы,предназначенные для определенных сюжетов.Даже сейчас готовые холсты выпускают стандартных размеров,в чем можно убедиться,зайдя в любой художественный магазин.
Традиционными форматами для картин являются:горизонтальный прямоугольник для пейзажей и вертикальный для портретов. Французский формат в виде очень длинного прямоугольника также применяется только для написания марин (морских пейзажей).Даже сама композиция обычно подразумевает какой - либо формат листа.Таким образом, для ландшафта, пляжного или морского вида лучше всего подойдет пейзажный формат,в то время как для написания человека или высокого здания - портретный формат.Однако существует множество примеров,когда художники используют для своих оригинальных композиций формат, который на первый взгляд никак не подходит.
Пейзажный формат.
Горизонтальный формат дает возможность изображать пейзажи и позволяет художнику создавать иллюзию глубины.В Британии и США холсты для пейзажей выпускают в виде горизонтальных прямоугольников трех форматов
1) 75 х 127 см
2) 91 х 137 см
3) 102 х 152 см
Во Франции была целая система 19 стандартных форматов для пейзажей от 14 х 22 см до 114 х 195 см. Многие из этих форматов основаны на прапорциях золотого сечения - 3 : 5 или 8 : 13.
Однако пейзажный формат также можно использовать для изображения портретов, если это обосновано замыслом художника.
Картина "Олимпия" (1863) Эдуард Мане (1832 - 1883) - пример того когда портрет человека изображен в пейзажном формате.
Панорамный формат.
Широкий формат, например 30 х 56 см или 246 х 412 см,предназначенный для морских и других панорамных пейзажей, может быть использован иначе.Однако композиция должна быть тщательно составлена, чтобы взгляд не блуждал бесцельно с одного края на другой.
Поль Гоген (1848 - 1903) часто использовал понорамный формат, заключая статичные фигуры в узкое полотно.При этом его картины строго просчитаны.Часто он делил пространство компазиции, используя прием рабатмент. Согласно этой системе, короткая сторона прямоугольника откладывается на длинной и из этой точки проводится вертикаль, которая делит картину на квадрат и еще один прямоугольник. Поскольку рабатмент применяют при прямоугольном формате картины, это деление очень точное.
Рабатмент можно расширить, если провести вторую вертикаль с другой стороны картины. Две вертикали разделят картину на три части. Диагонали, проведенные из углов картины, пересекают вертикальные линии рабатмента в точках, которые называются "глазами" прямоугольника. В прошлом многие художники считали эти точки особо важными.
Самая большая и самая извесная картина Гогена "Откуда мы?Кто мы?Куда мы идем?" (1897). Она создана как аллегория жизни и изображает перемены, которые происходят с человеком всегда. Расположение фигур тщательно спланировано. Гоген делит картину при помощи рабатмента,что создает внутреннюю связь деталей, хотя это и не заметно зрителю. Люди и деревья расположены в ключевых точках, образуя несколько вертикальных элементов, не позволяющих взгляду бесцельно бродить по полотну.
Портретный формат.
Существует 8 стандартных форматов,которые портретисты в Британии и США традиционно применяют в работе. Короткий портретный формат лучше всего подходит для изображения плечевого портрета, тогда как высокие варианты удобнее для портретов людей в полный рост. Традиционные размеры таковы :
1) "епископский" полный рост 269 х 178 см
2) полный рост 239 х 147 см
3) малый полный рост 224 х 132 см
4) "епископский" поясной портрет 142 х 112 см
5) поясной портрет 127 х 102 см
6) малый поясной портрет 112 х 86 см
7) формат кит - кэт 91 х 70 см
8) три четверти 76 х 64 см
Формат кит - кэт назван в честь популярного в 18 веке "Кит - Кэт клуба", члены которого собирались в доме Кристофера Кэта в Лондоне. Сэр Годфри Кнеллер (1646 - 1723) написал их портреты именно в таком формате, который поместился бы в комнатах клуба с довольно низкими потолками.
Портретный формат часто выбирают и для других объектов. Традиционные для японского искуства гравюры, свитки и ширмы вертикальных форматов с изображением пейзажей и марин вдохновляли европейских художников 19 века.В частности, Джеймс Уистлер (1834 - 1903) восхищался озобразительным искуством востока.В своем "Ноктюрне в голубом и золотом : старый мост Батерси" он использовал очень высокий холст, что бы изобразить массивные несущии конструкции и арки лондонского моста. Композиция перекликается с работами японского художника Андо Хиросигэ (1787/1797 - 1858),в которых пролеты моста часто играют ведущую роль. |